Форум » Содержание проекта » Разработка и апробация ЭОР » Ответить

Разработка и апробация ЭОР

Наталья: Полностью название проекта: Разработка и апробация технологий проектирования и созданий современных электронных образовательных ресурсов для повышения эффективности использования ИКТ в процессе обучения Краткую аннотацию подпроекта можно скачать здесь Вопросы для обсуждения: 1. Нужно ли педагогу разрабатывать ЭОР самому? 2. Какие ИКТ должен знать учитель чтобы разрабатывать ЭОР? 3. Как организовывать и в какое время обучать педагогов технологиям разработки ЭОР? 4. Какие ресурсы, должен иметь педагог, чтобы использовать ЭОР на своих уроках? 5. Где может находится портал с ЭОР Свердловской области? 6. Выскажите свое мнение о актуальности проекта.

Ответов - 13

Наталья: Коллеги, в теме появились вопросы.

gww: Действительно, вопрос разработки ЭОР как интересен, так и сложен. Многие учителя за ЭОР принимают все, что находится в электронном виде. Чтобы разрабатывать ЭОР необходимо знать инструментальные средства, основы педагогического дизайна, в совершенстве владеть методикой по своему предмету и т. д. В большей части я придерживаюсь того, чтобы ЭОР входили в состав УМК, очень яркий пример — приложение к программе по информатике (8-9 классы) Семикина И.Г. и др. Команда дает набор готовых ресурсов по всей программе, а учитель сам определяет на каком этапе урока и в каком объеме их использовать. А по поводу организации портала с ЭОР Свердловской области — идея очень интересная, но что хочется отметить, главное, чтобы это хранилище не превращалось в общую корзину, как получилось на сайте «Открытый класс». Очень неудобно, материалы в куче, конечно, есть система сортировки, но она очень громоздка и сложна. Поэтому наш областной портал должен отличаться простотой использования, предлагаю, организовать каталог предметов, в каждом предмете создать параллели, в каждой параллели — темы. Если надо помочь в разработке портала, то мы готовы оказать посильную помощь!

rkhuzin: 1. Разрабатывать ЭОР самому всегда было сложно, я имею ввиду действительно стоящие продукты, т.к. необходимо знания не только методики, но и дизайна, программных сред. Поэтому лучше наверно использовать готовое. Другое дело, что не всегда готовое или имеющиеся в различных хранилищах, которых сейчас достаточно, не всегда нас удовлетворяет либо качеством, либо чем-нибудь еще. 2. Заниматься разработкой считаю, необходимо группе коллег, среди которых найдется профессионал в своей области. 3. На своих уроках использую всемозможные, практически всегда готовые ЭОРы, хотя это не всегда удобно 4. Идея портала очень интересна. Было бы отлично иметь такую базу по каждому предмету, да и еще со спецификой нашего региона. С удовольствием поработал и присоединился к коллегам из Карпинска по работе над порталом.


gww: Я бы еще добавил, что материалы, добавляемые на портал ЭОР, необходимо модерировать и отбирать только качественные! А также не забывать о стимулировании учителей - выдавать сертификат о публикации, в целях экономии это можно сделать в электронном виде (скан, PDF и т.д.).

Великова ЛЮ: Согласна с многими высказываниями коллег. Главное для педагога - быстрота нахождения и удобство использования готовых ЭОР. Качественные материалы могут разрабатывать только единицы-энтузиасты и чаще всего под свою авторскую методику.

Наталья: Людмила Юрьевна и коллеги, часто ли вы встречаете удобные для использования качественные готовые ЭОР?

gww: Если поискать, то можно подобрать все ресурсы, необходимые для работы, может быть повторюсь, но мне очень нравится сопровождение к программе Семакина. Очень отрадно, что ЦОРы работаю под разными ОС.

Долинер: Добрый вечер, коллеги! Ну вроде как в этом направлении намечены разумные пути. Согласен с тем, что хотелось бы понять: 1) а на сколько на самом деле ЭОР перекрывают потребности педагогов? 2) из первого вопроса следует другой забавный: а о каких потребностях идет речь? Давайте сформулируем эти потребности. Заниматься ЭОРами вообще как-то неразумно: этим уже занимаются не первый десяток лет... Итак, давайте конкретизируем этот вопрос: "Какие именно задачи должны решать ЭОРы, необходимые педагогам?". 3) Думаю, для всех очевидно: нужно не просто ЭОРы, облегчающие нам жизнь (это я уже подсказываю ответы), а ЭОРы, повышающие результативность обучения! Если я поработал, и ничему не научил, а потом дал ЭОР, который тоже ничему не научил, то, простите, зачем? Отсюда желательно договориться о том, что такое эффективное обучение и как нам могут помочь в этом ЭОРы... Таким образом выявляются два направления: 1) составить что-то вроде систематизированного каталога ЭОРов, которыми мы пользуемся (тут опять Грек впереди всех - он уже конкретный комплекс разрекламировал, буду смотреть) с методическими рекомендациями - как наиболее удобно ими воспользоваться; 2) продумать технологию создания новых ЭОРов: систематизация типов, инструментарий, обучение работе с ними и пед. дизайну, технология экспертизы и сертификации. А с сайтом-каталогом бум тоже решать. Нужен не столько сам сайт (таких много), сколько технология его поддержки и условия использвоания... Давайте работать...

rkhuzin: По информатике я также использую Семакина, а по физике - модели Открытой физики и Библиотека наглядных пособий

gww: Согласен с тем, что нужны ЭОРы, повышающие результативность обучения, но, к сожалению, большая часть ЭОРов созданы для демонстрации на уроке, и, если говорить вашими словами, Леонид Исаевич: «облегчают нам жизнь». Когда мы говорим об эффективности, то понимаем под этим словом некие позитивные моменты и можно предположить, что эффективное обучение — это целенаправленный процесс получения и усвоения знаний, приводящий к активизации познавательных интересов учащихся, мотивации их к дальнейшей деятельности, а отсюда итог — повышению качества образования. И ЭОРы здесь могут сыграть ключевую роль, так как современная школа медленно, но верно, идет по дороге перехода к индивидуализации, наконец-то, обратили внимание на личность школьника, его способности усваивать учебный материал. Конечно, многие из существующих ресурсов не удовлетворяют требованиям учителей, вследствие чего возникает необходимость создания собственных разработок. На мой взгляд, наиболее удачным инструментарием для «кустарной» разработки ЭОРов является пакет Flash. Другой вопрос, что он является платным, но решение есть, так как фирма Macromedia перестала существовать и вошла в состав Adobe, то, наверное, можно использовать продукт Macromedia Flash 2004 MX без особых ограничений.

Людмила Андреевна: 1.Нужно ли педагогу разрабатывать ЭОР? Нужно, т.к. • созданный продукт максимально приближен к конкретным детям конкретного класса, уровню их развития и знаний; • авторский ЭОР может быть откорректирован и изменён с учётом класса, педагог расставляет акценты в области знаний или умений, тогда как разработанный кем-то чаще всего формализован, ориентирован на среднего ученика и не подвержен изменениям; • настоящий учитель - творец, а не урокодатель; создание ЭОР – способ самореализации и ухода от «школярства» в худшем понимании. 2. Какие ИКТ должен знать учитель, чтобы разрабатывать ЭОР? • Технологию проектирования с использованием ИКТ; • Технологию дистанционного обучения • Технологию обработки информации с помощью компьютера; • Интернет-технологии • Технологию составления тестов и заданий. 3. Как организовать и в какое время обучать педагогов технологиям разработки ЭОР? • На курсах – очных и дистанционных (лучше: оптимальное их сочетание) • Консультации с экспертами. 4. Какие ресурсы должен иметь педагог, чтобы использовать ЭОР на своих уроках? • Технические (компьютер, компьютерный кабинет, интерактивные доски, выход в Интернет); • технологические (пакет программ, достаточных для создания ЭОР); • методические (умение работать в этих программах, разработки уроков с встроенным материалом на электронном носителе). 5.Где может находиться портал с ЭОР Свердловской области? • Отдельный сайт при ИРО; • Вкладка на сайте ИРО 6. Выскажите своё мнение об актуальности проекта. Актуален: • об актуальности на уровне государства – уже сказано; • хотелось бы получить базу электронных образовательных ресурсов (по дисциплинам), уже прошедших экспертизу; • желательно получить некое пособие (методические рекомендации) по использованию ЭОП с учетом целевой аудитории – педагогов-предметников (не информатиков, говорящих на «птичьем языке»).

Наталья: К вопросу о портале с ЭОР.. Предполагается сделать портал на базе одного из образовательных учреждений Свердловской области, привлечь к нему экспертов из разных отделов и кафедр ИРО, образовательных учреждений СО, которые будут оценивать выкладываемые ресурсы по определенным критериям, выставлять баллы. Также планируется высылать сертификаты разработчикам ЭОР с баллами.. Кстати, какие критерия оценивания ЭОР, повышающего качество обучения вы можете сформулировать? Добавлю несколько: 1. Содержание должно соответствовать программе обучения 2. Изложение учебного материала в ЭОР должно соответствовать возрасту и интеллектуальному развитию учеников 3....

Долинер: В чем проблема... В истории создания ЭОРов было несколько этапов. Первый этап - это создание ЭОРов силами программистов (с консультацией педагогов). Этот этап быстро кончился, поскольку программисты на этом пытались заработать, а платежеспособность нашего образования общеизвестна... Поэтому те профессионалы, которые выжили, переоренировали свои усилия на Запад, где рынок ПО существует. Если Вы обратили внимание, фирм, которые что-либо создают сейчас, в стране немного. Второй этап начался после ухода с арены программистов. Это создание ЭОРов силами педагогов (или под их доминирующим руководством). Это электронные учебники (как правило, традиционные материалы, но в электронном виде), презентации, контрольные материалы на базе тестовых систем и т.п. Мы многому научились, но, к сожалению, то, что устраивает одного педагога (или ему так кажется, поскольку это он САМ сделал!), то чаще не устраивает других. И, наконец, третий этап (скорее расширение второго) - это попытка сделать универсальные ЭОРы, которые размещают на федеральных сайтах и рекомендуют использовать. Они настолько унифицированы и выглажены, что очень немногие их используют (хотя, конечно, есть и исключения). Понятие "эффективность" здесь вообще не рассмативаются. Как известно, истина размещается где-то в середине. Отсюда идея: попробовать разрабатывать ЭОРы, которые являются плодом совместного труда педагогов, компьютерщиков, экспертов, и, самое главное, - они должны разрабатываться и использоваться учителями нескольких учебных заведений. Возможно ли создать ЭОРы: а) которыми будут пользоваться многие педагоги? б) которые будут обеспечивать научение более эффективно, чем с помощью других методов? Если возможно, давайте думать, как.



полная версия страницы